Қызыл маржан (коралл) – один из излюбленных морских камней (элемент чужеродной культуры) был по-своему переосмыслен и наполнен сакральными смыслами тюркской/казахской культурой. Коралл с давних времен ценный товар: он обладает гаммой оттенков от бледно-розового до темно-красного. В культуре тюрков особое место занимает красный коралл, который благодаря своему цвету на протяжении столетий использовался для украшения предметов культа, создания орнаментальных композиций на вышитых коврах и в изготовлении разнообразных ювелирных изделий.
Главную роль играет цвет камня: сочный оранжевато-темнокрасный, соотносимый в народной мифологии с жизнью, солнцем, огнем, молодостью, плодородием. Цвет определил его активное использование на девичьих и женских украшениях, декоре головных уборов (кимешек) и детских шапочек.
Этот камень наделялся продуцирующими свойствами многими народами: ожерелье из кораллов для сохранения привязанности мужа часто носили хорезмийские женщины, а хакасы считали, что богиня Умай носила коралловые бусы, в которых заключались души-зародыши девочек и т.д.
В мусульманских странах из кораллов изготавливались четки, во многих других этнических традициях украшения из кораллов считались защитниками от сглаза и злых чар, а также наделялись целебными свойствами.
На некоторых образцах казахских «саукеле» можно увидеть ряды коралловых бус. Аналогично и в каракалпакском свадебном костюме, усеянного этими камнями. Обильное использование кораллов в свадебной атрибутике подтверждает его значение как дарителя плодоносной силы, т.е. бусины ассоциировались с многочисленным потомством. Также увидеть во сне коралл или жемчуг у казахов означало изобилие.